Разрабатывая педагогическую систему и концепцию деятельности коллектива, необходимо ясно представить себе ее главный компонент - модель, образ. Он может существовать в различных формах: в виде представления о той идеальной школе, которую коллектив хочет создать; в виде описаний, инструкций, памяток, должностных обязанностей, положений и т.д., в которых есть понятные учителям признаки некоего эталона, к чему педагоги хотят стремиться; в виде схемы, отражающей существенные связи и отношения, определяющие каждому члену коллектива его место в образовательной системе, роль, которую он должен исполнить, критерии, по которым будут оценивать его работу.
Итак, что такое модель хорошей школы. Это, прежде всего, - результат всесторонне развивающей парадигмы образования.
Ученик - субъект своего развития. Отсюда главная цель деятельности педагогов и способ развития школьников - создать оптимальные условия для саморазвития и самосовершенствования школьников.
Деятельность ученика - условие и результат его развития. Чем богаче и разнообразнее виды школьной деятельности, тем благоприятнее среда развития для каждого ребенка, не похожего на других.
Воспитывает, социально развивает только тот педагог, кого ребята уважают, любят, кому тайно или явно подражают. Воспитательное влияние учителя зависит прежде всего от яркости, силы его личности, от образа его жизни. Это объединяет такая профессиональная категория, как педагогическая позиция учителя. Педагогическая позиция отражает жизненную философию воспитателя, уровень его культуры, профессиональные ценности, стиль взаимоотношений с учениками. При этом важнейшее основание педагогической позиции - потребности и мотивы поведения учеников. Это цель, предмет педагогических воздействий, объект главной заботы педагога.
Хороший результат воспитания может быть достигнут только слаженной совокупной работой всего педколлектива, начиная с руководителя школы и кончая техслужащими и гардеробщицами.
Таким образом, хорошая школа - это такая школа, где у воспитанников отсутствует страх перед педагогами, принуждение и насилие, где есть все условия для проявления детской активности, познавательного интереса. Это и есть условие саморазвития, самопроявления, самореализации школьников. Это те психолого-педагогические процессы, которые делают ребенка яркой личностью. В хорошую школу ученик идет с радостью.
Колесов А.М.,
директор 1 Хомустахской средней
общеобразовательной школы
Намского улуса